В Государственную Думу Российской Федерации внесли закон о Развитии местного самоуправления
В Государственную Думу Российской Федерации внесли закон о Развитии местного самоуправления. С положениями документа можно познакомиться на сайте ГосДумы, Но если говорить не о букве, а о духе закона, то он заключается в повышении ответственности муниципальных властей — местного самоуправления — перед жителями.
Если раньше размытые границы полномочий муниципалитетов позволяли отдельным чиновникам не принимать решения, которых ждёт населения той или иной территории, то теперь порядка должно стать больше.
В тоже самое время законодатели, а один из авторов законопроекта — председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, позаботились и о том, чтобы новый закон помог и самой муниципальной власти. Причём вхождение в новую правовую реальность пройдёт по уму. То есть — постепенно. Такой переход к новой системе позволит органам местного самоуправления адаптироваться: основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года, а одноуровневую организацию муниципальной власти введут в течение шести лет, к 1 января 2028 года.
Стоит отметить что законопроект логично продолжает инициативу главы государства. Речь идёт о том, что что вчера, 15 декабря, Совет Федерации одобрил закон о публичной власти, который упорядочил полномочия глав регионов.
Но вернёмся к закону о развитии местного самоуправления. Теперь оно, благодаря одноуровневости системы, сделает невозможным, к примеру, переваливание ответственности с одной администрации на другую. Жители населённых пунктов будут чётко знать, с кого спрашивать за плохую дорогу — с администрации городского округа или муниципального района. Не будет ни дублирования функций, ни ситуации, когда дорога или территория внутри муниципалитета «ничья».
В политической плоскости закон снимет противоречия между регионами и муниципалитетами, погасит конфликты, часто возникающие вокруг простого вопроса — у кого полномочия. Федеральный закон устанавливает закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий местного самоуправления и перечня полномочий, которые могут быть перераспределены на региональном уровне.
Единство публичной власти по мысли разработчиков документа обеспечит сближение статуса руководителей различных уровней власти.
Внесение документа в парламент прокомментировал представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в Новгородской области Алексей Громский:
— Механизм повышения ответственности органов местного самоуправления, предложенный одним из «отцов» поправок в Конституцию России депутатом Госдумы Павлом Крашенинниковым, делает структуру публичной власти логичной. Во-первых, за муниципальными округами закрепляется конкретный, закрытый перечень полномочий. Очевидно, что сделано это будет исходя из возможностей местных бюджетов.
В сочетании с законопроектом об органах госвласти субъектов РФ предлагаемый законопроект исключает ситуацию, когда с муниципалитетов будут спрашивать больше, чем у них есть денег. До сих пор это было довольно распространенной ситуацией. Муниципалитетам, как и некоторым регионам, приходилось прибегать к кредитованию, чтобы реализовать полномочия, которые на них «свалились». Решение о передаче дополнительных полномочий, как указывают авторы законопроекта о развитии местного самоуправления, может быть принято, но только вместе с решением о передаче на местный уровень ресурсов.
Примечательно, что структурирование вертикали публичной власти идет в сочетании с предоставлением регионам и муниципалитетам такого мощного механизма выравнивания обеспеченности развития, как инфраструктурные бюджетные кредиты. Отстающие по собственным доходам территории могут, привлекая ресурсы из федерального центра, заложить основу для будущих собственных доходов. Обращу внимание, также поступают и в Новгородской области, по соглашению оставляя дополнительный объем налоговых доходов в муниципалитетах, готовых взять на себя обязательства по повышению инвестиционной привлекательности и социально-экономическому развитию.
Ещё один момент, который наверняка вызовет дискуссию у невнимательных комментаторов – прямая ответственность глав муниципалитетов перед главой соответствующего региона. На сегодня в законопроекте никаких норм, противоречащих тезисам об отделении местного самоуправления от госвласти, не содержится, законодатель нашел рабочую формулу. Да, одним из оснований для отстранения мэра города или главы муниципального района от должности устанавливается «систематическое недостижение показателей развития». Губернатор может инициировать процедуру лишения должности такого нерадивого мэра или главы района, но конечное решение принимают всенародно избранные муниципальные депутаты.
Повышает влиятельность муниципального депутата и устанавливаемая взаимозависимость срока полномочий главы муниципалитета с полномочиями соответствующей думы. То есть ситуации, когда депутатам придется оценивать качество работы руководителя, которого они не выбирали, не допускается.
Итак, в центре внимания авторов законопроекта находится интенсивное развитие каждого из муниципалитетов. Для них устанавливается «нулевая точка», закрытый перечень полномочий с соответствующей бюджетной обеспеченностью. Те, кто будет демонстрировать успехи в опережающем развитии, получат дополнительные полномочия и ресурсы, те, кто будет отставать – понесут ответственность вплоть до отстранения от должности руководителя.
Размышляя о законопроекте, описывающем дальнейшее развитие местного самоуправления в России, не стоит забывать, что уточнение параметров будущего закона пройдет при широком обсуждении на уровне регионов. Пока проект не будет согласован всеми региональными парламентами, надо полагать, после консультаций депутатов с избирателями, одобрен он не будет. Как это работает мы видели уже на практике при рассмотрении законопроекта о госвласти, широкая дискуссия вокруг которого продолжалась не один месяц. Очевидно, что и этот законопроект пройдет такое же сито.