Карта сайта

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: вложения в каждого человека – основа общего будущего

Россия – социальное государство: так записано в нашем основном законе – Конституции. А человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации.

В этом – суть социальной политики «ЕДИНОЙ РОССИИ». Для нас важно не только обеспечить выполнение государством всех своих социальных обязательств, но и сделать так, чтобы помощь людям была реальной – ощутимой, достойной и эффективной.

Каждый человек должен иметь возможность получать качественное образование. А потом – найти достойную работу с достойной зарплатой. А тот, кто нуждается в социальной защите, должен ее получить.

Сегодня инвестиции в человека создали предпосылки для того, чтобы компетенции, профессионализм и знания людей стали играть ту ведущую роль в развитии общества, которая до индустриальной революции принадлежала сельскому хозяйству, а в последующем – промышленности.

Социальное развитие, формирующее человеческий потенциал, является уже не просто следствием экономического роста, но само становится его основой. Расходы социального характера – это не только выражение заботы о нуждах граждан, но иперспективные инвестиции в развитие общества и государства.

Государственная политика доходов населения и состояние рынка трудаявляются базовыми условиями, определяющими уровень и качество жизни российских семей.

Социальная политика призвана внести свой вклад в сохранение демографического роста и увеличение продолжительности жизни.

СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Несмотря на серьезность экономических вызовов последних лет, проведение президентского курса в социальной политике позволило добиться качественного роста доходов населения и инвестиций в развитие человека.

На сегодняшний день доходы граждан в среднем превышают уровень 2000 года в три раза. Средний размер пенсии по старости в 2000 году был 894 рубля, сейчас 13 200 рублей. Ни один неработающий пенсионер не имеет доход ниже прожиточного минимума – это гарантия, заложенная в действующем законодательстве. Поэтому 5 млн пенсионеров с низкими доходами получают доплаты к пенсии. В большинстве стран пенсионный возраст составляет 65 лет. В России он не меняется уже многие десятилетия.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Сохранить достигнутый реальный уровень оплаты труда, а с 2018 года обеспечить его повышение в соответствии с темпами роста экономики.

Для этого «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет проводить последовательную политику сдерживания роста цен: инфляция – это не только и не столько экономический, сколько социальный вызов, именно она стала главным фактором, предопределившим рост бедности и падение реальной заработной платы в 2014-2015 годах.

Продолжим реализовать меры, направленные на достижение целевых показателей по повышению оплаты труда работникам бюджетных организаций:

- учителям школ – до средней зарплаты в регионе;

- работникам детских садов – до средней зарплаты в сфере общего образования региона;

- преподавателям среднего профессионального образования, работникам культуры – к 2018 году до средней зарплаты в регионе;

- врачам, работникам и преподавателям вузов – к 2018 году до 200% средней зарплаты в регионе;

- социальным работникам, среднему и младшему медицинскому персоналу – к 2018 году до средней зарплаты в регионе;

При этом «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет осуществлять контроль за качеством исполнения указов Президента в регионах и муниципалитетах, чтобы повышение заработной платы не проводилось в основном за счет увеличения нагрузки на работника.

  • Сохранить уровень жизни пенсионеров, а с 2017 г. обеспечить его повышение в соответствии с темпами роста цен.

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» выступает за то, чтобы восстановить с 2017 года индексацию пенсий в полном объеме на уровень инфляции. В 2016 году необходимо рассмотреть возможность проведения доиндексации пенсий с учетом развития экономики в первом полугодии текущего года.

Средняя пенсия должна составлять 40% средней заработной платы. Это – целевой ориентир, к которому будем стремиться. Для людей, планирующихпродолжить трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста, должны быть созданы такие возможности.

  • Сократить неравенство в доходах граждан.

По предложению «ЕДИНОЙ РОССИИ» Правительство РФ увеличило в 2016 году минимальный размер оплаты труда более, чем на 20% (до 7500 рублей).

В дальнейшем мы считаем необходимым сделать следующее:

- обеспечить до 2020 года поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

- установить зависимость размера заработной платы топ-менеджмента государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в собственности Российской Федерации, от показателей эффективности деятельности и прибыли указанных организаций;

- ввести ограничения соотношений зарплат руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий со средней заработной платой в этих учреждениях (предприятиях).

  • Снизить уровень бедности населения.

- Восстановить с 2017 года индексацию социальных выплат, пособий, компенсаций в соответствии с нормами действующего законодательства на уровень инфляции;

- совершенствовать адресные программы социальной поддержки населения и расширять практику их применения;

- развивать программы государственной социальной помощи на основании социального контракта, расширять направления работы указанных программ, а также увеличивать охват данными программами нуждающихся групп граждан. Для того, чтобы увеличить объемы государственной социальной помощи нуждающимся семьям с детьми, считаем необходимым поддержать регионы и оказать им на эти цели поддержку из федерального бюджета.

ДОСТОЙНАЯ РАБОТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Начиная с 2000 года проводится политика, позволяющая защищать людей от самого экстремального, негативного социального сценария на рынке труда – резкого роста безработицы.

Для улучшения условий труда введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая не только объективно оценить каждое рабочее место, но и обеспечить экономическое стимулирование работодателей к повышению уровня безопасности рабочих мест на производстве.

Началось формирование национальной системы квалификации, обеспечивающей взаимосвязь между потребностью экономики в квалифицированных кадрах и подготовкой системой профессионального образования работников необходимой квалификации.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

Для сохранения и развития занятости населения, в том числе социально уязвимых групп, защиты трудовых прав граждан, создания безопасных условий труда считаем необходимым сделать следующее:

  • Разработать меры, стимулирующие трудоустройство молодежи, впервые вышедшей на рынок труда;
  • Содействовать занятости граждан, наименее конкурентоспособных на рынке труда, в том числе инвалидов, пожилых людей, родителей с малолетними детьми; консолидировать ресурсы системы социальной защиты и служб занятости для поддержки на рынке труда таких категорий работников;
  • Осуществлять мероприятия по предотвращению задолженностей по заработной плате.

Важной задачей становится поддержание и развитие внутри страны трудовой мобильности населения, которая позволяет людям найти работу в соответствии с уровнем образования и компетенциями в любом регионе России. Для преодоления барьеров, которые препятствуют развитию трудовой мобильности, считаем необходимым сделать следующее:

  • Развивать доступные сегменты арендного жилья разного качества, способствовать легализации рынка аренды жилья путем создания стимулов к этому как со стороны арендатора, так и, прежде всего, арендодателя;
  • Развивать транспортную инфраструктуру, прежде всего, в сфере внутрирегиональных пассажирских перевозок (электропоезда, автобусные маршруты), поддерживать доступные тарифы на эти виды транспорта, а также при организации межрегиональных транспортных пассажирских перевозок;
  • Развивать различные формы трудовой миграции, в том числе – вахтовые формы организации работ.

СБЕРЕЖЕНИЕ И ПРИУМНОЖЕНИЕ НАРОДА

Начиная с 2012 года, впервые после распада СССР, число родившихся стабильно превышает число умерших. Страна прекратила постепенное вымирание. Средняяпродолжительность жизни выросла на 5,5 лет и достигла 71 года.

Еще 15-20 лет назад население России ежегодно сокращалось на миллион. Эксперты ООН предрекали нам дальнейший демографический спад. Только реализованная Правительством РФ и реализованная при непосредственном участии «ЕДИНОЙ РОССИИ» демографическая программа позволила переломить эту тенденцию. Всего за 6 лет (с 2008 по 2014 год) население страны выросло со 142,7 млн до 146,3 млн человек. В два раза увеличилось число семей, имеющих двух и более детей.

Ключевую роль сыграли принятые государством меры поддержки семьи и материнства, в особенности материнский (семейный) капитал. За период действия этой важнейшей программы государственные сертификаты на материнский капитал получили 6,7 млн российских семей. По предложению «ЕДИНОЙ РОССИИ» Правительство РФ расширяет возможности использования средств материнского капитала, что делает программу еще более востребованной. Одновременно большинство матерей получают ежемесячную денежную выплату по уходу за ребенком (до 3 лет): в 2015 году – их было почти 319 000 человек.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Продолжить после 1 января 2018 года государственную поддержку в форме материнского (семейного) капитала и ежемесячную денежную выплату семьям при рождении третьего ребенка и последующих детей, с учетом критериев адресности и нуждаемости;
  • В течение трех лет устранить задолженность по обеспечению многодетных семей земельными участками с подведенной инфраструктурой, в том числе путем оказания таким семьям иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
  • Повышать доступность социальных услуг для семей с детьми, в том числе путем стимулирования развития и поддержки некоммерческих организаций;
  • Развивать систему детского оздоровительного отдыха, уделяя особое внимание детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Для увеличения продолжительности жизни и поддержки людей старшего возраста:

  • Способствовать созданию условий для активного долголетия пожилых граждан, повышению их включенности в жизнь общества; продолжить реализацию проекта «Старшее поколение» с учетом Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения и рассмотреть возможность увеличения объема его финансирования;
  • Обеспечить в субъектах Российской Федерации доступность и качество социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан старшего поколения; разработать и принять на 2017-2020 годы программу по созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в стационарных организациях социального обслуживания с целью приведения их в надлежащее состояние и ликвидации в них очередности;
  • Активно развивать надомные формы социального обслуживания граждан старшего возраста, в том числе институт приемных семей;
  • Развивать систему охраны здоровья граждан старшего поколения, сочетающую медицинские услуги для людей всех возрастов, - от профилактики до паллиативной медицинской помощи; организовать качественную работу гериатрической службы, обеспечить ее доступность;
  • Разработать и реализовать меры по стимулированию производства товаров и услуг для граждан старшего поколения; разработать единую программу и методические пособия для обучения компьютерной грамотности, обратив особое внимание на обучение граждан пожилого возраста работе с информационными ресурсами органов, предоставляющих государственные услуги.

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЛЯ ВСЕХ

Отношение к людям с инвалидностью в нашей стране меняется к лучшему. Россия присоединилась к международной Конвенции о правах инвалидов – это высокая планка по созданию равных возможностей во всех сферах жизни.

С 2011 года принята и реализуется государственная программа «Доступная среда». За пять лет в ней приняло участие более 75 субъектов Российской Федерации. В этих регионах с учетом пожеланий людей с инвалидностью было отобрано более 38 000 наиболее посещаемых и важных для них объектов, 50,7% из которых в настоящее время стали доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В образовательных организациях создаются условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и универсальной безбарьерной среды. Количество таких учреждений за 5 лет увеличилось в 4,5 раза – с 2 000 в 2011 году (2,5%) до 9 000 (20,8%) к концу 2015 года.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Обеспечить достижение целевых показателей государственной программы «Доступная среда» по формированию условий доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью;
  • Разработать и реализовать меры по обеспечению профориентации и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Расширить возможности участия некоммерческого сектора и индивидуальных предпринимателей, в том числе организаций социального предпринимательства, в предоставлении социальных, медицинских и реабилитационных услуг людям с инвалидностью и ограничениями по здоровью.

ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА – ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Социально ориентированные НКО, общественные движения, волонтерские организации вносят существенный вклад в решение социальных и экономических проблем: оказывают поддержку людям с инвалидностью, детям-сиротам, одиноко проживающим пенсионерам, многодетным семьям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Принятие Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» создало все необходимые правовые предпосылки для участия общественных организаций в оказании социальных услуг. Сегодня тысячи добровольцев помогают в больницах, хосписах и других социальных учреждениях.

НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • Обеспечить поэтапный доступ социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения его до 10% средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • Повышать потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении населению услуг в социальной сфере путем расширения мер государственной поддержки; создать таким НКО условия для упрощенного доступа к предоставлению услуг в социальной сфере;
  • Запустить механизм государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
  • Ввести дополнительные меры налоговой, финансовой, имущественной поддержки некоммерческих организаций;
  • Расширять поддержку ресурсных центров, добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере, оказывающих содействие социально ориентированным некоммерческим организациям;
  • Поддерживать социально ориентированные НКО, работающие в муниципальных образованиях сельской местности.

Укрепление социального государства, повышение благосостояния людей, инвестиции в человека – и есть основа устойчивого социально-экономического развития. Мы не можем и не будем решать экономические задачи за счет социальных.